Воскресенье, 05.05.2024, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Содержание раздела
Официальные документы
Подсказки по IT и ПО
Короткий ответ
...
Главная » Статьи » Официальные документы

Годовой отчет за 2008 год
Основные задачи отдела в 2008 году

1.    Сбор информации о состоянии развития ИТ в муниципальных библиотеках области
2.    Определение уровня компетентности сотрудников муниципальных библиотек
3.    Выявление и методическая проработка тем, востребованных библиотекарями области
4.    Поиск оптимальных форм проведения учебных занятий
5.    Координация усилий по обучению и консультированию со специалистами профильных отделов СОУНБ и других библиотек Екатеринбурга

 
1.    Основные цифровые показатели
За истекшие 8 месяцев силами ГИЦ или при участии отдела, было проведено 16 учебных мероприятий: практических занятий и консультаций. Обучено 117 библиотекарей области, Екатеринбурга, и 8 сотрудников СОУНБ

В процессе построения системы повышения квалификации библиотекарей в области информационных технологий выявлена проблема Недостаточной полноты комплекса информационного обеспечения образовательной деятельности:
---   Отсутствует исчерпывающая, актуальная БД Контакты по библиотечным учреждениям в области
---   Отсутствие системы мониторинга процессов автоматизации в библиотеках
---   Отсутствие системы показателей оценки уровня развития ИТ
---   Отсутствует программный документ, определяющий цели автоматизации – контрольные точки.


2.    Ресурсы отдела
2.1. Кадры (образование, стаж, возраст)
По штатному расписанию, в отделе должны (могут) работать 6 специалистов:
    Заведующий отделом -1,
    Программист – 2,
    Ведущий библиотекарь – 1,
    Социолог – 0,5
    Специалист по обслуживанию копир. техники – 1 (врем.)

Над реализацией Основных задач отдела в течении прошедшего года работал 1 сотрудник – зав. отделом, который приступил к работе в мае.
Образование: Высшее (педагог ПО), Возраст – 38, Библиотечный стаж – 14 лет.
Повышение квалификации сотрудников: В течение отчетного года состоялись выезды зав. отделом Солдатовой О. В. на 2 мероприятия:
---   Владимирская областная универсальная научная библиотека. Цель: знакомство с системой администрирования АБИС Опак-Глобал
---   12-я Международная Конференция ЛИБКОМ-2008 (Звенигород)

2.2.    Техника и оборудование
Техническая база отдела состоит из 1 ПК и 1 принтера.
Заявки отдела на технику, оборудование, расходные материалы и тех. поддержку выполнялись безупречно: вовремя и без-отказно.
Для проведения учебных мероприятий привлекалась следующая техника:
- Ноутбук,
- Проектор,
- Переносной экран,
- Персональные компьютеры зала Интернет-Центра
В настоящее время, отдел не имеет собственного помещения, способного выполнять функции учебного класса.
Для его организации, кроме помещения, необходим минимальный парк ПК (10 шт), оснащенных набором лицензионного ПО.
2.3.    Фонд отдела. Электронные ресурсы.
Отдел не имеет собственного фонда печатных и/или электронных изданий.

3.    Услуги
1. Консультирование и обучение сотрудников библиотек муниципальных образований по направлениям:
- организация и методы автоматизации библиотечных технологических процессов;
- повышение квалификации сотрудников библиотек в области информационных технологий.
2. Организация учебных мероприятий в форме теоретических и практических занятий.

Информирование библиотек, потенциальных Потребителей услуг отдела, происходит посредством адресных рассылок по электронной почте.

4.    Технологии  и  изменения в структуре.
На первое учебное полугодие сезона 2008/2009 гг. был разработан и реализован План учебных занятий, в соответствии с физическими возможностями здания СОУНБ.
Ежемесячно, в Санитарный день проводились массовые (от 9 до 20 чел) семинары-тренинги.
В оперативном режиме назначались и проводились консультации по вопросам внутренней автоматизации муниципальных библиотек.

- межотдельские  процессы  – проблемы и решения.
Участие в мероприятиях ГИЦ, в роли лекторов и соорганизаторов, принимали специалисты отделов СОУНБ:
- Интернет-центра,
- Справочно-библиографического,
- Редакционно-Издательского,
- Информационного центра,
А также привлекались сотрудники СОБДиЮ и ЦБ МОБ г. Екатеринбурга.
К сожалению, за прошедшее полугодие не была сформирована единая система повышения квалификации библиотекарей в области информационных технологий.
С целью повышения качества обучения, представляется целесообразным объединить усилия всех служб СОУНБ, независимо от состава потенциальных обучаемых. Во избежание преподавания для муниципальных библиотек и для сотрудников СОУНБ одних и тех же тем разными специалистами, с разной степенью профессиональной подготовленности, разработать сводный план обучающих мероприятий, закрепив конкретные темы за профильными специалистами.
По состоянию на сегодняшний день, не сформирована Программа обучения библиотекарей – список тем, знание которых сегодня обязательно для библиотечного специалиста. Не определена форма прохождения занятий, как единого комплекса, СИСТЕМЫ повышения квалификации специалистов разных служб библиотечного «производства»
По результатам первого учебного полугодия, можно сделать следующие выводы:
В 2008 году, к моему глубокому сожалению, учебные мероприятия, (за исключением АБИС Ирбис), носили бессистемный характер.
---   Как следует из Отчета (Таблица 1), большая часть обучающихся в СОУНБ – это библиотекари из относительно «близких» населенных пунктов. Дальние территории, особо остро нуждающиеся в поддержке, вовлечены в деятельность ГИЦ явно недостаточно.
---   Групповые занятия, как доминирующая форма, не эффективны при обучении библиотекарей управлению Автоматизированными Библиотечными Системами.
---   По причине отсутствия достаточного количества компьютеризированных помещений, невозможно обеспечить необходимую частоту проведения учебных мероприятий.
---   Различие особенностей форм обслуживания НАУЧНОЙ и МУНИЦИПАЛЬНОЙ библиотеки, создает трудности в освещении некоторых вопросов обслуживания читателей, силами только СОУНБ по причине отсутствия сотрудников, владеющих опытом работы в муниципальных библиотеках.
---   СОУНБ не располагает специализированным ПО в достаточном количестве для проведения групповых занятий по некоторым темам: издательская деятельность, АБИС ИРБИС. (и др)


5.    Научная и исследовательская деятельность. Проектная деятельность. Гранты, конкурсы.
В сентябре-ноябре подготовлено и проведено Анкетирование библиотек области по вопросам развития автоматизации.
Удалось получить информацию о 43 ЦБС, из 55, получившим опросные листы от ГИЦ.
Некоторые, наиболее точные и существенные выводы, которые следуют из полученных данных.

Филиалов оснащенных ПК – 48%, в среднем по каждой ЦБС.
В сумме по всем – 37% (193 из 518)
В центральных библиотеках ПК для читателей составляют 27% от общего числа.
В среднем, 65% ПК работают на лицензионных операционных системах (в основном – Windows)

70% (30) ЦБ имеют локальную сеть
Практически все ЦБ имеют доступ в глобальную сеть Интернет и предоставляют возможность выхода читателям.
Имеют филиалы, подключенные к Интернету – 60% ЦБС. Соответственно, у 40%, кроме как в ЦБ, интернета – нет.
518 филиалов: для сотрудников – 81 ПК, для читателей – 30 (2,7 : 1)
43 центральные библиотеки: для сотрудников – 204 ПК, для читателей – 86 (2,4 : 1)

Имеют АБИС – 60% ЦБС (26). В т. ч. – 20 – АБИС Ирбис
При том, о наличии электронного каталога заявили – 11 ЦБС, а СКС – 15

65% (28) ЦБС имеют ту или иную СПС, обновляемую, как правило ежемесячно
Подавляющее число ЦБС имеют в фонде компакт-диски. Преобладающие формы использования: предоставление читателям на территории библиотеки для ознакомления и для подготовки библиотечных массовых мероприятий

Темы обучающих мероприятий, упомянутые библиотеками, как ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ:
1.    ИНТЕРНЕТ. ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПОИСК
2.    ИНТЕРНЕТ-БИБЛИОТЕКА-ЧИТАТЕЛЬ
3.    ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ
4.    ГРАФИКА НА ПК
5.    САЙТ. СОЗДАНИЕ И ВЕДЕНИЕ
6.    ЗАИМСТВОВАНИЕ БЗ. ТЕХНОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ
7.    ON-LINE РЕСУРСЫ. БАЗЫ ДАННЫХ И КАТАЛОГИ
8.    АБИС ИРБИС
9.    ЭЛ. РЕСУРСЫ. ФОРМЫ РАБОТЫ
10.    ОПАК-ГЛОБАЛ. АВТ-ЦИЯ БИБ. ПРОЦЕССОВ
11.    ЛВС БИБЛИОТЕКИ: ОРГ-ЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
12.    WEB-ТЕХНОЛОГИИ ОРГ-ЦИИ ИНФОРМАЦИИ (ГИПЕРТЕКСТ И МУЛЬТИМЕДИА-ПРОДУКТЫ)
13.    УСЛУГИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИТ
14.    ПРАВОВЫЕ БАЗЫ. КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
15.    ЭК
16.    СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИТ В ЦБС
17.    АВТОРСКОЕ ПРАВО

6.    Информатизация
Наиболее часто возникающие и трудно решаемые проблемы – отсутствие в необходимом количестве специализированных программных продуктов.

7.    Координационная и методическая деятельность
Заведующая отделом принимала участие в Дне директора муниципальных ЦБС. Был подготовлен обзорный доклад о способах беспроводного подключения к сети Интернет.

8.    Повышение квалификации сотрудников. Участие сотрудников отдела в международных, российских, региональных конференциях, семинарах, совещаниях

1. Солдатова О. В., заведующая отделом.
21-25 июля. Владимирская областная универсальная научная библиотека.
«Знакомство с возможностями и системой управление Системы Автоматизации Библиотек OpacGlobal»
2. Солдатова О. В. заведующая отделом.
17-21 ноября. XII Международная Конференция и Выставка LIBCOM-2008: «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек»

Консультации и практические занятия «на рабочих местах» в библиотеках области.
г. Верхняя Пышма:
08. 07. Ирбис: первичная настройка и адаптация АБИС (администраторы системы)
12. 09. Ирбис: Создание и ведение БД и ЭК  (каталогизаторы)
11. 06. Ирбис: Создание и ведение БД и ЭК  (каталогизаторы)
11. 11. Ирбис: Поисковые и сервисные возможности системы (каталогизаторы)

г. Новоуральск
09. 10. Ирбис: первичная настройка и адаптация АБИС; Ирбис: Создание и ведение БД и ЭК (администраторы системы; комплектаторы)

г. Камышлов
15. 10. Ирбис: первичная настройка и адаптация АБИС Ирбис: Создание и ведение БД и ЭК (администраторы системы; каталогизаторы)
25. 11. Ирбис: Создание и ведение БД и ЭК (каталогизаторы)

г. Качканар
23.12. Ирбис: первичная настройка и адаптация АБИС Ирбис: Создание и ведение БД и ЭК (администраторы системы; каталогизаторы)

9.    Основные мероприятия  и  события  года
- крупные профессиональные мероприятия;
- крупные массовые мероприятия,  выставки, клубы, презентации и др. для читателей,
- участие в культурных проектах города, области;
- публикации сотрудников отдела, в том числе в изданиях библиотеки им. Белинского;
- информация о деятельности отдела, о сотрудниках и мероприятиях отдела  в СМИ города, области, России, профессиональной печати.

По наиболее значимым, успешным или наиболее замеченным мероприятиям дайте, пожалуйста,  короткое описание:
- что именно происходило – выставки, показ фильмов, лекция, концерт, встреча и т.п.;
- для кого проводилось, кто присутствовал, сколько всего человек присутствовало;
- оценка мероприятия (ваша собственная, оценка гостей, участников, СМИ и т.д.)
Категория: Официальные документы | Добавил: All (06.07.2010)
Просмотров: 3617 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
...
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024