Воскресенье, 05.05.2024, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Содержание раздела
Официальные документы
Подсказки по IT и ПО
Короткий ответ
...
Главная » Статьи » Официальные документы

Годовой отчет за 2009 год
ЗАДАЧИ 2009 ГОДА
В течение года  шел поиск новых форм работы в условиях отсутствия помещения, компьютеров для учебных целей, недостаточного финансирования командировочных расходов.
Изучались возможности расширения круга тем и форм продвижения новых знаний и умений, в зависимости от уровня развития ИТ в муниципальных библиотеках.


1. Основные цифровые показатели (см табл. Приложение 2)
За  год  проведено 24 учебных мероприятия (групповые семинары, индивид. конс., практические занятия).
В процессе работы начали определяться нормативы физических и организационных возможностей. Результат:
Один сотрудник, без вреда для здоровья, способен провести  1 добросовестное  выездное мероприятие в неделю, длительность обучения  4-6 (до 8) часов. Или две  сравнительно недальних поездки (до 2-х часов «на дорогу»), длительность обучения  4 часа.

Особенностью 2009 года, на мой взгляд, были 2 обстоятельства:
== невозможность финансирования такого количества поездок СОУНБ (транспортные расходы и «на проживание»), а значит – появление нового обстоятельства в отношениях с МБ – необходимость оплачивать помощь Белинки, частично покрывая расходы специалиста-консультанта.
== необходимость сотрудника отдела выявлять потенциальных потребителей консультационных услуг библиотеки, «доказывать» им полезность и необходимость сотрудничества. Во второй половине года, к счастью, информация о возможностях отдела распространилась настолько, что потребители начали самостоятельно проявлять инициативу… Хотя, лишь единицы, пока.

• Общее число участников-обучаемых за год – 124 чел.
• Занятия проходили в 16 населенных пунктах Свердловской области
(Алапаевск, Асбест, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Ирбит, Камышлов, Качканар, Верхняя Синячиха, Первоуральск, Мартюш, Каменск р-н, Рефтинский пос., Серов, Среднеуральск, Тавда, Тугулым, Шаля)

Основная деятельность отдела в течение 2009 года практически полностью переместилась «на площадки» муниципальных библиотек. К этому привел ряд причин:
1. В связи с крупномасштабным ремонтом главного здания СОУНБ и беспрецедентным «уплотнением» существующих отделов, стало невозможным выделить изолированное и компьютеризированное помещение для проведения массовых учебных мероприятий.
2. В результате анкетирования 2008 года выявлена повышенная заинтересованность библиотек в учебных занятиях по темам, связанным с внутренней автоматизацией технологических процессов, внедрением автоматизированных систем обработки информации.
3. Ввиду того, что большинство библиотек оказались в ситуации значительного отставания по внедрению АБИС, по сравнению со средним общероссийским уровнем, в целях получения максимально быстрых результатов, оказалось наиболее эффективным проводить обучение в массовом порядке, прямо на территории муниципальных библиотек, не дожидаясь момента «дозревания» администраторов-методистов из собственных  кадров библиотек.

Основная тематика занятий: работа в АБИС «Ирбис» – 20 занятий
Ввиду того, что на территории МО СО доминирующей в количественном отношении, является АБИС «Ирбис», отсутствующая в СОУНБ, отдел оказался вынужденным работать с программными пакетами «Заказчика» на их территории, оказывая непосредственную помощь во внедрении и освоении данной программы.
• Подготовлено и опубликовано для «скачивания» на сайте СОУНБ (форум) 14 пошаговых технологических инструкций по использованию и управлению АБИС Ирбис. Общее число скачиваний с мая по декабрь – 1381 раз.
• Отказы. В нашем случае, это сформулированные и осознанные потребности в знаниях муниципальных библиотек, которые мы не смогли удовлетворить. Тематика типичных «отклоненных» запросов:
1. «Работа в графических программах» (удовлетворена частично)
2. «Издательские программы» (удовлетворена частично)
3. «Создание сайта библиотеки»
Причины «отказов»:
1. Отсутствие помещения и лицензионного ПО по работе с графикой и издательской деятельности у нашей библиотеки
2. Нецелесообразность выезда специалиста для обучения в те библиотеки, где оно есть, т. к., как правило, в отдельно взятой библиотеке в специализированных программах работают всего 1-2 специалиста. В этой области ИТ-знаний, наиболее широко применяется групповое обучение, а не дорогостоящее индивидуальное.
3. Отсутствие специальных знаний по сайтостроению у сотрудника отдела информатизации МБ СО.

По-прежнему, беспокоит отсутствием положительной динамики  проблема вялой «обратной связи». Низкая активность во взаимодействии МБ с СОУНБ, и в налаживании горизонтальных контактов между «себе подобными». Вызывает удивление нежелание прилагать усилия, чтоб заявить о себе, поделиться опытом и позаимствовать опыт коллег, в каких-то вопросах продвинувшихся чуть дальше.
Сотрудник отдела неоднократно делал попытки создать условия и ситуации для общения специалистов разных библиотек: встречи-экскурсии с «лидерами», тема на форуме СОУНБ, предложение помощи в подготовке демонстрационных дисков об успехах и мероприятиях для обмена между коллегами и использовании для отчетов…. Тщетно пока!!!!!

В 2009 году, в библиотеках на территории СО использовались 3 программных продукта:
• «Ирбис» (ГПНТБ) – 32 пользователя в МО СО,
• «Opac-Global» (Дит-М) – 1 пользователь (ЦБС г. Полевской),
• несколько библиотек продолжают работать в МАРКе (DOS) – в заведомо устаревшей системе

В связи с таким соотношением количества пользователей, анализируя ситуацию с внедрением АБИС, можно вести речь в основном, о пользователях «Ирбиса».
Начало внедрения АБИС «Ирбис», как программы современной и пригодной для развития внутренней автоматизации и кооперации на достаточно высоком уровне,  выглядит так:
 
Ситуация с внедрением АБИС «Ирбис» в остальных библиотеках, имеющих приобретенный пакет (по нашей информации), пока неизвестна.
Развитие каталогизации во всем мире идет по пути минимизации усилий и избегания дублирования работы, как формы неэффективного и высокозатратного способа производства.
В Свердловской области сейчас более двух десятков библиотек занимаются трудоемким и небыстрым описанием очень схожих фондов и одних и тех же периодических изданий, доставляемых почтой в города и веси.. Это, действительно, ненормальная ситуация. Все больше и больше библиотек начинают осознавать, что создать качественный информационный продукт – дело непростое и медленное, требующее, к тому же, достаточно квалифицированных исполнителей. Идея организации процесса заимствования записей просто носится в воздухе… Но  пока это кажется малореальным, к сожалению.
Основной трудностью, считаю, является недостаточно высокий уровень подготовки библиотекарей-администраторов АБИС и каталогизаторов в библиотеках МО. За редким исключением, лишь в 2009 году началось освоение «премудростей» работы с Базами Данных, сетевыми информационными системами, началось знакомство с форматами библиографических описаний в машиночитаемой форме.
Вторая проблема: отсутствие библиотеки-лидера, способного и желающего в существующих условиях принять на себя бремя Координатора нового корпоративного проекта. Для подобной библиотеки желательно обладать рядом качеств, способных существенно повысить шансы на успех Проекта:
- библиотека, в достаточной мере освоившая «родную» для большинства муниципальных библиотек АБИС и имеющая достаточно богатый опыт ведения машиночитаемой каталогизации, ведения корпоративных проектов (например, СОДЮБ)
- библиотека, имеющая один из крупнейших (по количеству записей) в области электронный каталог, большой опыт его создания, в т. ч. в рамках корпорации, многочисленный и квалифицированный штат специалистов (СОУНБ)
На мой взгляд, причины, по которым областные библиотеки не могут (или не считают нужным?) сегодня встать во главе нового корпоративного проекта следующие:
СОБДиЮ: дефицит ресурсов…
- прежде всего – кадровых (по их утверждениям),
- невозможность доп. затрат на приобретение спец. программных надстроек для АБИС Ирбис, созданных специально для ведения корпоративных проектов,
- недостаточная активность (вызванная отсутствием специалиста) по обучению работе в Ирбисе.
СОУНБ: технологические особенности и субъективные трудности.
- Ведение собственного ЭК в формате, отличном от наиболее распространенного на территории Свердловской области
- Отсутствие в СОУНБ собственного пакета Ирбис
- Отсутствие заинтересованности, стремления специалистов СОУНБ налаживать равноправные партнерские отношения с «иной системой», взять на себя труд по созданию средств адаптации записей к иному формату.
 
2. Ресурсы отдела
2.1. Кадры. По штатному расписанию, в отделе должны (могут) работать 4 специалистов:
Заведующий отделом (14 разр.) - 1,
Программист (12) – 2,
Ведущий библиотекарь (11) – 1
Над реализацией основных задач отдела в течение прошедшего года работал 1 сотрудник – зав. отделом.
Образование: высшее (педагогическое), возраст – 39, библиотечный стаж – 15 лет.
Повышение квалификации сотрудников: в течение отчетного года состоялся 1 выезд зав. отделом Солдатовой О. В. на обучающее  мероприятие Пермской краевой  детской  библиотеки –  НПК «Библиотека в web-пространстве»

2.2. Техника и оборудование
Техническая база отдела состоит из 1 ПК.
В течение отчетного года  из этого недлинного списка исчез принтер. В течение 2-х месяцев приобретение этой единицы техники оказалось для библиотеки непосильной задачей.
Для проведения 2-х учебных мероприятий на территории СОУНБ им. Белинского привлекалась следующая техника:
- Ноутбук,
- Проектор,
- Переносной экран,
- Персональные компьютеры зала Интернет-Центра
В настоящее время  отдел не имеет помещения, способного выполнять функции учебного класса. Для организации класса (кроме помещения) необходим минимальный парк ПК (10 шт), оснащенных набором лицензионного ПО.

2.3. Фонд отдела. Электронные ресурсы.
Отдел не имеет собственного фонда печатных и/или электронных изданий.

3. Услуги
1. Консультирование и обучение сотрудников библиотек муниципальных образований по направлениям:
- организация и методы автоматизации библиотечных  процессов;
- повышение квалификации сотрудников библиотек в области использования информационных технологий в обслуживании пользователей.
2. Организация учебных мероприятий в форме теоретических и практических занятий.

Информирование библиотек, потенциальных потребителей услуг отдела, происходит посредством адресных рассылок по электронной почте и телефонных контактов. Сведения о вновь появившихся пользователях АБИС «Ирбис» поступают от регионального представителя ГПНТБ – НБ УрГУ.
На странице муниципальных библиотек сайта СОУНБ, пока нет специального раздела, посвященного вопросам автоматизации. Поэтому, информация размещается на Форуме библиотеки

4. Технологии
1. В 2009 году основная деятельность отдела перешла на площадки муниципальных библиотек. Причины подробно были изложены выше: отсутствие помещений в СОУНБ, неэффективность обучения, оторванного от «производственной базы», необходимость обеспечить «массовость» в отдельно взятых библиотеках.
2. Порядок работы из «планового» превратился в «оперативный». Из-за проблем и непредсказуемости размеров финансирования как деятельности СОУНБ, так и муниципальных библиотек, учебные мероприятия зачастую назначались, готовились и осуществлялись в пределах 3-5 рабочих дней.
3. Все большее распространение получает такая форма консультирования, как ответы на вопросы по Интернет. Хотя, увы, не все библиотеки еще используют в достаточной мере эту возможность.
С организационной точки зрения  пока не ясно, как учитывать и оценивать эту работу. Вопросы порой бывают единичными и короткими. Но случается, что запрос, полученный по электронной почте, оборачивается 2-х дневной работой по созданию многостраничной пошаговой инструкции.

5.    Научная и исследовательская деятельность. Проектная деятельность. Гранты, конкурсы.
В связи с тем, что в 2009 году сотрудник отдела работал преимущественно над решением одной  задачи, востребованной большим количеством библиотечных учреждений (основы организации процесса электронной каталогизации), основная часть интеллектуального и творческого потенциала была направлена на поиск и создание новых, форм обучения библиотекарей, способных повысить эффективность процесса передачи и усвоения знаний.

6.    Информатизация
В ряду проблем в отделе, связанных с информатизацией, я бы назвала отсутствие реально действующего программиста, работающего на реализацию основных целей отдела.
Чтобы расширять перечень тем, готовых к передаче Потребителю, необходимы широкие исследования существующих программных средств, потенциально полезных библиотекам, анализ способов их применения в библиотеках, методическая подготовка материала. В 2009 году пришло только осознание необходимости подобной деятельности. Изыскать ресурсы и начать работать в этом направлении – задача следующего, 2010 года.
Отдавая себе отчет в том, что сегодня «Если вас нет в Интернете, то Вас – нет!», в 2009 году была сделана попытка создать «Интернет-площадку» отдела на сайте библиотеки. К сожалению, организовать «страницу» не удалось, но как временное решение, в июне 2009 года, был создан, и пополнялся материалами, раздел на Форуме сайта: «Информатизация муниципальных библиотек». Тем, что мы обычно представляем при слове ФОРУМ – т. е. место для обмена мнениями, – эта «площадка» не стала, но все же  появилась возможность публиковать необходимый минимум информации об отделе, методические материалы, подготовленные для «скачивания» и использования заинтересованными лицами.

7. Координационная и методическая деятельность
Собственно, основная деятельность отдела сосредоточена именно в этом направлении. С географической точки зрения, территория,  на которой расположены существующие и потенциальные партнеры и подопечные,  – вся Свердловская область.

8. Повышение квалификации сотрудников. Участие сотрудников отдела в международных, российских, региональных конференциях, семинарах, совещаниях
1 сотрудник посетил конференцию:
Первая Научно-практическая конференция «Библиотека в web-пространстве» (Пермь, 11-12 ноября 2009), Солдатова О. В. в роли слушателя.
В ходе конференции, удалось познакомиться с опытом создания (и лишний раз убедиться в решаемости задачи) современных, интерактивных сайтов, созданных без привлечения высокооплачиваемых web-программистов, и с использованием практически бесплатных, общедоступных уже сегодня, ресурсов Глобальной сети.
Докладчиками были представлены формы использования сети Интернет в повседневной жизни библиотеки и в работе с читателями разных возрастных групп. Делались обзоры опасностей и запретов  при работе в Сети.
По результатам анализа информации, полученной на Конференции, сформулированы ближайшие задачи для подготовки новых учебных «курсов»
Категория: Официальные документы | Добавил: All (06.07.2010)
Просмотров: 3283 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
...
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024